Check engine, каталитический нейтрализатор отработавших газов

Б/У запчасти для иномарок
автосалоны автомагазины автомобильные салоны б/у машин
Пользовательского поиска

RAZ-BOR.RU

Берегите «Джеки Чана» или горит лампочка «Check engine»


 
Каталитический нейтрализатор – вещь высокотехнологичная и дорогая. Защитить его призвана система бортовой самодиагностики автомобиля. Как она это делает?

Что делать - загорелся «Джеки Чан»! Замигал «чек»! Такими сообщениями пестрит любой автомобильный форум. На сленге автолюбителей это означает, что на панели приборов зажглась контрольная лампа системы бортовой самодиагностики «Check engine». Эта система следит за тем, чтобы состав выхлопных газов не превышал допустимых норм и оберегает каталитический нейтрализатор от выхода из строя.

Современный нейтрализатор представляет собой керамические или металлические соты, покрытые оксидом алюминия. «Сотовая» структура позволяет значительно увеличить площадь поверхности нейтрализатора. Поверх слоя оксида алюминия наносится тонкая пленка платины или родия. Эти металлы играют роль катализатора в реакции окисления. В ходе реакции содержащиеся в выхлопных газах углеводороды и окислы углерода превращаются в углекислый газ, а оксиды азота – в азот. Для протекания реакции нужна температура не менее 300 градусов. Поэтому чем быстрее прогреется нейтрализатор, тем меньше вредных веществ успеет проникнуть в атмосферу. Для ускорения прогрева нейтрализатор стремятся разместить как можно ближе к двигателю. Для этого их выполняют заодно с выпускным коллектором – такая конструкция называется катколлектор. В более ранних моделях катализатор размещали под днищем автомобиля.

Каталитический нейтрализатор может вывести из строя систематическая работа двигателя на бедной смеси. Почему это происходит? Бедная смесь не воспламеняется в цилиндре и выбрасывается в катализатор. И здесь создаются идеальные условия для ее сгорания – топливо, избыток кислорода и наличие катализатора реакции. В результате нейтрализатор разогревается до недопустимых температур (около 1000 градусов) – металлические соты оплавляются, а керамический наполнитель разрушается. Работа на богатой смеси к таким последствиям не приводит, так как недостаток кислорода не дает ей сгорать в нейтрализаторе.

Повышение содержания вредных веществ в выхлопных газах происходит, в первую очередь, в результате пропусков воспламенения в цилиндрах. Причиной пропусков далеко не всегда являются неисправности системы зажигания (многие путают пропуски воспламенения с пропусками зажигания – это не одно и тоже!). Смесь может не воспламениться и из-за неправильной работы системы питания (переобогащение или переобеднение смеси, отказ форсунки), низкой компрессии в цилиндрах, неправильной регулировки фаз газораспределения, неплотного прилегания клапана к седлу, попадания охлаждающей жидкости в цилиндры и многих других причин.

Начиная с 2000 года, на все автомобили в обязательном порядке устанавливается бортовая система самодиагностики (OBD – On Board Diagnose). Одна из задач системы самодиагностики – зафиксировать пропуски воспламенения. Для этого используются данные, поступающие от датчиков положения коленвала (ДПКВ) и распредвала (датчик фаз). Если происходит пропуск, ДПКВ фиксирует неравномерность вращения коленвала, а датчик фаз помогает определить, в каком именно цилиндре произошел сбой. Блок управления двигателя подсчитывает пропуски воспламенения отдельно для каждого цилиндра. При каждом пропуске показания соответствующего счетчика увеличиваются на 1. На каждую тысячу оборотов коленвала допускается не более пяти пропусков воспламенения на цилиндр. После этого данные обнуляются, и подсчет начинается заново. При превышении нормы в память записывается код ошибки.

Еще один счетчик подсчитывает общее количество пропусков за все цилиндры. Однако этот счетчик работает по более сложной схеме. Здесь каждому пропуску присваивается определенное количество «баллов», которое зависит от того, на каком режиме работы мотора произошел сбой. За каждые 200 оборотов коленвала сумма баллов не должна превысить определенное контрольное число. Если же это происходит, в память записывается код ошибки, а на панели приборов начинает мигать лампа «Check engine». После этого контроллер отключает форсунку в неисправном цилиндре. Если пропуски происходят сразу в двух цилиндрах – ЭБУ отключит их оба. Таким образом, предотвращается выход нейтрализатора из строя и загрязнение окружающей среды.

В автомобилях, отвечающих нормам Евро-3 и выше, в помощь системе самодиагностики дополнительно устанавливается датчик неровной дороги. Название говорит само за себя – он позволяет отличить толчки, передаваемые колесами от выбоин от тряски двигателя, вызванной пропусками воспламенения.

Для дополнительной защиты нейтрализатора и определения эффективности его работы на выходе, начиная с систем Евро-3, устанавливается второй датчик кислорода (лямбда-зонд). Если нейтрализатор исправен, то после него содержание кислорода в выхлопных газах практически равно нулю. Когда же эффективность его работы снижается, содержание кислорода повышается. Это фиксируется датчиком, и система самодиагностики зажигает «Check engine».


  Что такое каталитический нейтрализатор отработавших газов, как он работает и для чего нужен.






Рубрики авторазборок по маркам и моделям машин
России Москвы

    Запчасти для иномарок     Авторынки в РФ     Разборки и б/у з/ч для японских авто     Автосалоны подержанных авто в городах России


Рейтинг@Mail.ru
Разборки легковых и грузовых авто с пробегом, б/у запчасти.
коопирайт, права использования: перепечатка материалов возможна с укзанием индексируемой ссылки на сайт